Ручная кладь: новая версия скандального проекта

Всe, чтo нe пoмeстилoсь в нoрму ручнoй клaди и нe oтнoсится к бeсплaтнo пeрeвoзимым вeщaм, пaссaжир oбязaн сдaть в бaгaж. Пoлучить дeньги нaзaд мoжнo лишь зa нeиспoльзoвaнную oтдeльную пoкупку имeннo прoвoзa бaгaжa. Пo сущeству тaм мaлo чтo измeнилoсь. Eсли иx пoкупки нe улoжaтся в нoрму ручнoй клaди, пaссaжирoв мoгут пoстaвить у выxoдa нa пoсaдку пeрeд дилeммoй – зaплaтить сущeствeнную сумму зa сдaчу пoкупoк в бaгaж (с нeизвeстными пoслeдствиями для иx цeлoсти) или прoстo выбрoсить тoлькo чтo куплeннoe.Eдинствeнным упoминaниeм o тaкиx пoкупкax в нoвoй вeрсии поправок стало требование к продавцам авиабилетов информировать пассажира до покупки билета о нормах багажа, ручной клади, списке бесплатно провозимых предметов и «условиях перевозки товаров, приобретенных в стерильной зоне аэропорта». В него так и не вернули всю электронику, в том числе мобильные телефоны, фотоаппарат, ноутбук, видеокамеру. По сравнению с первоначальной версией, против которой проголосовали 98% высказавшихся на портале проектов нормативных актов, в проект внесены несколько улучшений. С этим можно только согласиться, однако пока в Минтрансе не пожелали решать проблему.Что еще нового в проекте? По сравнению с первым вариантом, в список вернули верхнюю одежду и вещи, необходимые по медицинским показаниям — лекарственные препараты, «специальные диетические потребности», трости, ходунки, роллаторы и иные технические средства реабилитации.В списке также остались дамская сумка или портфель (их размеры по-прежнему не лимитированы, при этом бесплатный провоз рюкзака лишает пассажира права на дамскую сумку или портфель и наоборот), детское питание, детская люлька, костюм в портпледе, костыли или складная кресло-коляска. В новой версии суммирование норм распространяется не только на бесплатные нормы багажа, но и на платные. Ассоциация магазинов в своем обращении в Минтранс заявила, что неурегулированность этого вопроса нанесет удар по торговле в российских аэропортах и поставит их в невыгодное положение по сравнению с зарубежными магазинами. Фактически такая норма лишь провоцирует авиакомпании заставлять пассажиров сдавать больше вещей в багаж за дополнительную плату. Но вот если у авиакомпании еще была опция в 15 килограмм – то пассажир может вернуть разницу между ценой места в 15 и 20 килограмм.Что в итоге? Однако рабочая группа при Минтрансе пока осталась глуха к обращению Евразийской ассоциации беспошлинной торговли, объединяющей большинство российских магазинов Duty Free. Зачем потребовалось вводить какой-то свой лимит и ставить российских перевозчиков в сложное положение на мировом рынке — неизвестно. По усмотрению авиакомпании, весовой лимит бесплатной ручной клади может быть и больше 5 килограмм.В целом сама по себе норма в 5 килограмм абсурдна, поскольку подавляющее большинство пассажиров перевозят больше. Обычно это относится к пассажирам бизнес-класса или участникам элитных уровней программ лояльности, а также к летящим по маршрутам, где действуют промоакции по провозу увеличенных норм багажа. Кроме того, исключенными из списка остаются зонтик, папка для бумаг, печатные издания для чтения в полете и букет цветов.С электроникой есть еще одна проблема — для ее провоза многие используют компьютерные сумки вместо старомодных портфелей. Как мы уже сообщали, новая версия списка бесплатно перевозимых предметов действительно включает рюкзак. Это также не покрывает случаи, когда пассажир, например, купил право на провоз места багажа в 20 килограмм, а провез только 13. Сейчас этот лимит составляет 32 килограмма, и он общепринят в мире. Летящие вместе два пассажира, каждый из которых имеет право, например, на провоз 1 места багажа по 23 килограмма, получат возможность сдавать, например, одну сумку в 30 килограмм, а другую в 15. В новом тексте эта проблема по-прежнему обойдена стороной.А можно ли бесплатно провозить покупки из Duty Free? Как и в прежнем варианте, минимальная норма ручной клади — 5 килограмм. Минтранс России представил переработанную версию скандального проекта поправок в федеральные авиационные правила (ФАП) в части провоза ручной клади. И да, и нет. Однако авиакомпании получили право лимитировать вес и габариты детской люльки и отказывать в ее бесплатной перевозке, если она им не соответствует.Чего в списке бесплатных предметов по-прежнему нет? В Европе многие перевозчики имеют в правилах пункт о бесплатном провозе покупок из Duty Free, а в некоторых странах это даже закреплено законодательно для стимулирования торговли в аэропортах. Профессиональные фотографы и видеооператоры будут очень недовольны. Однако ряд проблемных вопросов остался без ответа, и к тому же появились несколько новых спорных моментов, сообщает Aviablogger.com.Какая норма ручной клади теперь предлагается? Но это не относится к случаю, когда пассажир выбирает более высокий тариф, включающий провоз большего количества багажа. Однако теперь в проект внесено слово «бесплатно», и больше нельзя толковать эту норму как возможность взимать плату за ручную кладь.Более того, в новом варианте возможность взимания платы за ручную кладь вообще не предусмотрена даже теоретически. В целом, этот пункт поправок чисто технический, так как ФАП не могут противоречить более высокому нормативному акту, в данном случае — Воздушному кодексу.Что с суммированием норм багажа летящих вместе пассажиров? В частности, отменяется бирка «ручная кладь» — сотрудников авиакомпаний и аэропортов на регистрации избавят от обязанности вешать ее на ручную кладь пассажира. В основном несущественные мелочи. Внесенные поправки чуть улучшили документ, однако в нем осталась абсурдная норма в 5 килограмм, не используемая практически никем в мире. Однако он включен туда в совершенно иезуитской формулировке — «рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика». Впрочем, этот пункт ФАП и ранее массово игнорировался, так что отмена бирки только узаконит происходящее.Кроме того, чуть изменена формулировка об обязанности авиакомпании вернуть деньги за неиспользованную пассажиром норму платного багажа. Подобная норма также исключает использование очень популярных колесных чемоданчиков cabin size, поскольку любой из них с содержимым весит больше 5 килограмм.Бесплатна ли перевозка рюкзаков в салоне самолета? Чтобы этот пункт правил обрел какой-то смысл — должны быть установлены минимальные ограничения веса или габаритов рюкзака.Что еще появилось в списке бесплатно перевозимых предметов? Появилось странное ограничение, требующее заранее извещать перевозчика о провозе места багажа весом более 30 килограмм. Исходя из текста проекта, напрашиваются два возможных варианта — просто выбросить лишнее, или сдать излишек в багаж у выхода на посадку за дополнительную плату.Кроме того, по сравнению с первым вариантом, авиаперевозчиков лишили права определять габариты ручной клади (они могут лимитировать только вес). По всей видимости, это означает позволение авиакомпаниям устанавливать по своему усмотрению некие нормы провоза таких покупок. Суть в следующем – если вы купили право на провоз платного багажа, но не воспользовались им (или воспользовались частично), то авиакомпания должна вернуть деньги за эту услугу. Не решен вопрос с провозом электроники, а формулировка условно-бесплатного провоза рюкзака достойна хит-парада бюрократической изворотливости, но не места в Федеральных авиационных правилах.Пассажиры, которых не устраивает этот проект Минтранса, могут в течение двух недель до 21 сентября отправить свои замечания и дополнения по адресу [email protected], а также оставить их на портале проектов нормативных актов. Проект все еще пестрит проблемными местами и по-прежнему отвечает интересам отдельных авиакомпаний в гораздо большей степени, чем интересам пассажиров. Они также могут довести свое мнение до сведения СМИ, депутатов различных уровней и соответствующих госструктур. Сейчас авиакомпании нередко запрещают пассажиру, имеющему право на провоз, к примеру, 2 мест по 23 килограмма каждое, сдать вместо этого одну сумку весом в 25 или 30 килограммов. Авиакомпании вправе устанавливать более высокие нормы и распространять их в том числе и на невозвратные билеты. Формулировка частично улучшена. Иными словами, авиакомпания вправе установить, допустим, вес в 1 килограмм или размеры 10×10×10 сантиметров — и вот уже никакой рюкзак никуда бесплатно не летит.Словом, в нынешнем виде эта норма бессмысленна и оставляет вопрос о рюкзаке полностью на усмотрение авиакомпании — как если бы рюкзак вообще не упоминался в правилах. Однако в бесплатном списке по-прежнему числятся только портфели, и неизвестно, будут ли авиакомпании относить к таковым и компьютерные сумки. При этом неизвестно, что делать в случае, если превышение нормы ручной клади обнаружилось уже у выхода на посадку, когда сдать в багаж обычным способом уже ничего нельзя. Это оставляет почву для двояких толкований и потенциальных конфликтов.Что с нормами сдаваемого багажа? Оптимальным решением, пожалуй, было бы отказаться от изменений и сохранить стандарт в 32 килограмма.В остальном ФАП просто повторяют новую формулировку Воздушного кодекса (вступает в силу в октябре), по которой минимальная бесплатная норма составляет 10 килограмм, но только если пассажир купил билет с возможностью его возврата. При этом любое место багажа не может весить более 30 килограммов.Неурегулированным остался вопрос о суммировании веса багажа одного пассажира, имеющего право на провоз двух и более мест багажа. Однако это не обязанность перевозчиков — они могут и не устанавливать их (или могут предусмотреть, подобно «Победе», платный провоз покупок из Duty Free, что полностью уничтожает весь смысл такой торговли). Аналогично, если каждый из них купил по платному месту в 20 килограмм, они могут сдать, например, одно место в 25 килограмм и одно в 10 или 15. Никаких льгот для покупок из аэропортовых магазинов вновь не предусмотрено, и учитывая вероятность резкого сокращения норм бесплатной ручной клади после вступления в силу этих поправок, многие пассажиры рискуют столкнуться с очень неприятным выбором.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.